В тибетской медицине нервная система (Ветер – тиб.) считается важнейшим регулятором организма. От нее напрямую зависит баланс двух других регулирующих систем – Слизь и Желчь. При наличии хронических заболеваний расстройство нервной системы приводит к их резкому обострению. В тибетской медицине это называется «изменением пути» болезни. В трактате «Чжуд-Ши» об этом сказано так: «Ветер студит холод Слизи и раздувает жар Желчи, поэтому с него нельзя спускать глаз».

Нервная система, или Ветер, называется Держателем жизни и Управителем тела. Как и две другие системы, она имеет пять условных мест локализации. Соответственно в тибетской медицине говорится о «пяти видах Ветра».

С точки зрения современной медицины эти «пять Ветров» соответствуют основным узлам, или ганглиям, симпатической нервной системы, расположенным вдоль позвоночника. Отсюда понятно, почему в тибетской медицине такое огромное значение придается позвоночнику. Тибетскому врачу и в голову не придет лечить боли в спине обычными обезболивающими препаратами, не обращая внимания на состояние позвоночника.

Ведь такие боли чаще всего бывают связаны с дистрофическими изменениями в позвоночнике и, как следствие, защемлением нервных корешков. Такое защемление нервов нарушает иннервацию организма, а тибетским врачам хорошо известно, к каким последствиям это может привести. Вот почему важно устранить не только боли, но и их причину, а значит провести лечение остеохондроза позвоночника и восстановить нормальное прохождение нервных импульсов.

Итак, что же это за «пять Ветров»?

Первый из них соответствует коре головного мозга и называется Держателем дыхания. Он отвечает за умственную и психическую деятельность, эмоции, зрение, слух, обоняние и вообще выполняет массу функций. Именно эта часть нервной системы наиболее энергоемкая. При ее дисбалансе наступает быстрый перерасход жизненных сил, после чего требуется лечение хронической усталости. Первые признаки такого дисбаланса – хаотичность мышления, эмоциональная лабильность (быстрые перепады настроения), чрезмерная говорливость.

Второй вид Ветра называется Бегущий вверх и локализуется в верхней части груди. С точки зрения тибетской медицины, именно он в основном отвечает за речь, функции ЛОР-органов, а также выполняет ряд других функций.

Третий вид Ветра – Всепроникающий, расположен чуть ниже – на уровне сердца, - и чрезвычайно важен для иннервации всего организма, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата. О нем говорится, что он «проникает во все части тела», поэтому имеет глобальное значение для всего организма.

Четвертый вид Ветра называется «Равный огню» и локализуется на уровне желудка. Его главная задача - обеспечивать нормальную иннервацию желудка, 12-перстной кишки и тонкого кишечника, регулируя процесс пищеварения. Расстройство этого вида Ветра вызывает такое заболевание, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (тибетская медицина считает основной причиной этого заболевания нервные стрессы).

Пятый вид Ветра находится на уровне крестца и называется «Очищающий вниз». Он обеспечивает работу толстой кишки и органов малого таза. При его дисбалансе нарушается иннервация мочеполовой сферы, наиболее частая причина которой – межпозвонковая грыжа в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Выпавший межпозвонковый диск зажимает седалищный нерв, нарушая прохождение нервных сигналов, что может вызвать дисфункции внутренних органов и ухудшение местного иммунитета.