В тибетской медицине отношение к этому вопросу намного серьезнее.

С точки зрения тибетской медицинской науки, жизнедеятельность организма поддерживается тремя регулирующими системами. Одна из них включает нервную регуляцию (Рлунг), вторая – гормональную регуляцию, основной обмен веществ и иммунитет (Бад-кан), третья объединяет все функции печени (Мхрис-па). Дисбаланс этих систем и является причиной заболеваний.

Вот почему заболевания, объединяемые в западной медицине общим диагнозом, в тибетской медицине могут трактоваться как три разных болезни, в зависимости от того, дисбаланс какой системы стал ее причиной.

Так, лечение бронхиальной астмы проводится с учетом того, что стало причиной заболевания - дисбаланс иммунитета и нарушение функций слизистых поверхностей (Бад-кан) или дисбаланс нервной системы (Рлунг). Во многих случаях имеет место так называемое сочетанное расстройство, когда нарушен дисбаланс не одной, а двух, а то и трех различных систем. При этом каждая из систем имеет природу «холода» или «жара», поэтому все болезни разделяются на болезни холода и жара. Например, прежде чем начать лечение сахарного диабета, тибетский врач выяснит, что стало его причиной – избыток жара или избыток холода.

В первом случае первопричиной может быть чрезмерное возбуждение печени, на фоне которого развился воспалительный процесс – хронический панкреатит. Во втором случае дело может быть в нарушении обмена веществ. Соответственно и лечение будет различным, и даже противоположным (!). Ведь задача тибетского врача не просто снизить уровень сахара, а выяснить и устранить причину гипергликемии.

Другой пример артериальная гипертония, которая также может возникнуть как болезнь жара или болезнь холода. С точки зрения тибетской медицины это две разные болезни, а в западной медицине они объединены общим диагнозом.

Обратившись к тибетским трактатам, мы увидим, какое важное значение в них придается умению врача отличить болезнь холода от болезни жара.

Действительно, при одних и тех же симптомах причины болезни могут быть совершенно различными. Не поняв этих причин, очень легко ошибиться в лечении и принести больному больше вреда, нежели пользы. Именно так и действуют привычные нам таблетки, действие которых направлено исключительно на устранение симптомов, без учета причины их возникновений. Отсюда побочные эффекты и печальная, но увы, распространенная формула «одно лечим, другое калечим».

В тибетской же медицине напротив, главным правилом является «не навреди». Устраняя дисбаланс организма, врач должен действовать так, чтобы корректируя одну из систем, не вызвать дисбаланс двух остальных. Таковы методы лечения псориаза, полиартрита, различных аутоиммунных процессов, аллергических и других сложных заболеваний. В умении правильно подобрать эти методы заключается мастерство врача, что делает медицину сродни искусству.

И конечно важнейшим принципом лечения был и всегда останется индивидуальный подход. Лечение, спасительное для одного человека, может быть гибельным для другого. Западной медицине это не понятно – ведь имеет место одно и то же заболевание! Но тибетская медицина лечит не столько болезнь, сколько больного. Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых болезней. И это не прихоть и не «экзотика», а взвешенный и глубокий подход к здоровью, правильность которого подтверждена веками.