Первоначальные причины болезней – помрачения сознания, которые можно трактовать как негативные эмоции и состояния ума. Это отупение (невежество), гнев и страсти. Непосредственными причинами болезней являются неправильное питание, неправильный образ жизни, влияние погоды (климатический фактор) и травмы.
Равновесие в организме поддерживается тремя регулирующими системами. Они называются дошами – Мхрис (произносится как Чжипа), Бад-кан (произносится как Пекен) и Рлунг (произносится как Лунг). В переводе соответственно Желчь, Слизь и Ветер.
Желчь отвечает за пищеварение и энергию организма, включает печень, поджелудочную железу и желчный пузырь. Слизь отвечает за обмен веществ, включает иммунную и эндокринную системы, лимфатическую систему, все слизистые поверхности и жидкости в организме (лимфа, вода, жир, межклеточная жидкость, суставная жидкость). Эта система включает органы внутренней секреции, суставы. Ветер отвечает за нервную регуляцию и включает центральную и периферическую нервные системы.
Все болезни в тибетской медицине разделяются на три группы – болезни Желчи, Слизи и Ветра – и две группы – болезни холода и жара. Многие болезни (гипертония, атеросклероз, ИБС и др.) могут развиваться по сценарию жара или по сценарию холода, в зависимости от чего их лечение должно быть противоположным.
Все болезни в тибетской медицине разделяются на три группы – болезни Желчи, Слизи и Ветра – и две группы – болезни холода и жара. Многие болезни (гипертония, атеросклероз, ИБС и др.) могут развиваться по сценарию жара или по сценарию холода, в зависимости от чего их лечение должно быть противоположным.
Первое, с чего начинается болезнь - это нарушение равновесия между дошами. «Пока в доша нет изменений, они не проявляют себя как причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, они делаются сутью болезней» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений). Возникший дисбаланс распространяется по «путям болезней». Болезни «по коже разбрасываются, в мясе распространяются, по сосудам разбегаются, в кости вонзаются, на плотные органы падают, в полые проваливаются, на пяти органах чувств распускаются цветами» («Чжуд-Ши», Тантра Наставлений). В итоге болезни проявляются симптомами на органах чувств и тканях организма – мышцах, коже, костях, хрящах, связках, нервах. «Всевозможные волнения дошей, проявляясь в виде бессчетных болезней, приносят страдания» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений).
Наряду с тремя дошами в тибетской медицине существует теория трех систем каналов – красных, желтых и белых. Это коммуникации тела. Красные каналы – кровеносная система, желтые каналы – лимфатическая система, белые каналы – нервная система, по которой проходят нервные импульсы. Если эти три системы будут работать нормально, человек будет здоров. Основополагающий принцип тибетской медицины состоит в том, что здоровье является нормой. «Нормальный человек, у которого в теле нет никаких изменений, должен жить долго и без болезней» («Чжуд-Ши»). Таким образом, тибетская медицина исключает «неизбежные» или «возрастные» болезни, как и болезни «неясной этиологии». Для каждой болезни в ней находится причина, и нет такой болезни, которой нельзя избежать. Кроме того, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить на ранней стадии.
В любом возрасте, включая пожилой возраст, человек должен чувствовать себя хорошо и не должен болеть. Это принципиально отличает теорию тибетской медицины от западной, в которой старение организма считается неизбежной причиной множества заболеваний.
Для лечения заболеваний тибетская медицина воздействует на их причины. Симптомы заболеваний рассматриваются только как реакция организма на дисбаланс и устраняются лишь в тех случаях, когда они мешают лечению. Например, при защемлении нерва в позвоночнике боль вызывает мышечный спазм, который создает дополнительное напряжение и мешает лечению. В этом случае применяется обезболивание. Однако в большинстве случаев тибетский врач сознательно игнорирует симптомы, направляя свои действия на устранение их причины, согласно принципу: «Лечить не там, где болит, а там, откуда приходит боль» («Чжуд-Ши»).
Устранение причины, а не симптомов заболевания обеспечивает долговременные результаты лечения. Еще один принцип тибетской медицины: «Лечить не болезнь, а больного». Согласно теории тибетской медицины, сколько существует больных, столько существует и болезней. Это значит, что одна и та же болезнь в организмах разных людей протекает по-разному и лечить ее следует по-разному.
Согласно тибетской медицине, болезни, связанные с нарушением баланса дош (Желчи, Слизи и Ветра) – возникают по причине врожденной конституции человека под воздействием четырех основных факторов – питания, образа жизни, образа мыслей и климата (внешней среды). Каждый человек имеет преобладание той или иной доши, что определяет предрасположенность конкретным болезням. При этом различаются две группы заболеваний – болезни жара и болезни холода. Болезни жара означают острое воспаление или гиперактивность внутренних органов и систем организма. Болезни холода – это хронические дегенеративно-дистрофические заболевания, а также гипофункция внутренних органов и систем организма. Например, болезнь жара щитовидной железы – гипертиреоз, а болезнь холода – гипотиреоз.
Главные причины нарушения баланса холода и жара в организме - неправильное питание и воздействие климата (по убыванию болезнетворности – ветер, холод, сырость, жара). Например, сырость и холод провоцируют болезни Слизи – заболевания суставов, слизистых поверхностей (дыхательных путей), иммунной системы (аутоиммунные – системная красная волчанка, ревматоидный артрит и др.). Сильный и продолжительный ветер, психоэмоциональные перегрузки и неполноценное питание провоцируют нервные заболевания – невралгии, невриты, неврозы.
Восстановив баланс организма, можно вылечить практически любое заболевание на уровне его причины. Именно на это направлена тибетская медицина. Прежде всего, с помощью пульсовой, меридианной диагностики, осмотра и опроса выясняется причина заболевания. Затем она классифицируется как болезнь жара или болезнь холода, болезнь Желчи, Слизи или Ветра. Поле этого назначаются процедуры и фитоперапараты, а также коррекция питания и образа жизни для устранения возникшего дисбаланса.
Особенность тибетской медицины в России
Тибетская медицина в России отличается тем, что ее теория содержит ряд положений китайской медицины. Они не противоречат традиционным тибетским, а дополняют их. В частности, широко используется теория о равновесии Инь и Ян (тибетские термины «холод» и «жар» лишь приблизительно соответствуют им и по существу не являются аналогами), циркуляции жизненной энергии по меридианам тела, влиянии пяти первоэлементов. Поэтому в своей работе тибетские врачи используют не только теорию равновесия трех дош, но и китайскую пентаграмму равновесия пяти первоэлементов в организме – Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Наряду с этим используются и тибетские Пять Первоэлементов – Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир, которые создают различные вкусы.
Второе отличие российской тибетской медицины – долгая история развития. Если в западных странах тибетская медицина появилась относительно недавно и не успела вполне адаптироваться к особенностям заболеваемости, питания и образа жизни, то в России ситуация иная. Здесь тибетская медицина накопила значительный опыт лечения болезней «холода», которые составляют 90% всех болезней в России. Это связано, во-первых, с конституциональной принадлежностью более 80% россиян (Слизь-Ветер), во вторых – с особенностью климата (холод, сырость, морозы), и в третью – с характером питания (преобладание охлаждающих продуктов – картофель, хлеб, капуста, макароны, сахар, свинина, молоко). Таким образом, теория тибетской медицины в России, как и на протяжении всего ее исторического развития, тесно связана с практикой.