Три основные медицинские школы – тибетская, аюрведическая и китайская – являются не только самыми развитыми, но и сами древними традициями восточной медицины. Спор о том, какая из них самая древняя, ведется давно и продолжается по сей день. Дело в том, что в восточной культуре древность означает авторитетность, которая подтверждает правильность того или иного учения. 

    Зарождения аюрведической медицины принято относить к 2500-1500 гг. – эпохе Хараппской культуры, существовавшей на Северо-Западе Индостана. Ее главными центрами были города Хараппа и Мохенджо-даро. Археологические раскопки, проведенные в конце ХХ века, показали, что культура жизни в этих городах была на высоком уровне. В домах были ванны и туалеты, существовала единая система канализации. В результате раскопок были найдены и лекарственные средства, которые по сей день применяются в аюрведической медицине для лечения диабета и ревматизма. Были найдены также черепа людей со следами хирургических операций. Город Мохенджо-даро получил всемирную известность благодаря своей таинственной гибели. Раскопки показали, что все его жители погибли одновременно и мгновенно. Их скелеты до сих пор сохраняют повышенный уровень радиации. 

    Классическая индийская медицина – аюрведа, или «наука о жизни», сформировалась в V веке до н.э. Сначала медицинской практикой занимались только брамины – представители духовенства. Однако затем она перешла к особой касте – ведия или вайдья. Лечение в аюрведе основано на использовании лекарственных растений, масляных процедур, массажа, диеты и хирургических операций. В годы правления царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.) при буддийских монастырях появились первые больницы. Как отдельные медицинские учреждения лечебные стационары возникли значительно позже – в эпоху империи Гупт (IV-VI века н.э.).

    Главные медицинские трактаты Аюрведы – «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга Самграха». Все три трактата написаны на санскрите.

    «Чарака самхита» была написана врачом Чаракой во II веке до н.э. В этом трактате содержится описание более 600 лекарственных средств из растений, минералов и продуктов животного происхождения. Трактат разделен на восемь частей:

  1. Лечение ран.
  2. Лечение болезней головы.
  3. Лечение общих болезней.
  4. Лечение психических заболеваний.
  5. Лечение детских болезней.
  6. Противоядия.
  7. Средства против старения.
  8. Средства повышения потенции.
    «Сушрута-самхита» была написана врачом Сушрутой, жившим во II веке н.э. В нем описано около 650 лекарственных средств и более 300 хирургических операций.

    «Аштанга самграха» была написана врачом Вагбхатой, жившим в V веке н.э. В этом трактате излагается теория трех дош – основ равновесия организма, которая перешла в тибетскую медицину.
В VII веке н.э. аюрведическая медицина распространилась в Тибет, где на ее основе в XII веке был написан трактат «Чжуд-Ши». Наряду с аюрведическими знаниями он содержит знания китайской медицины. Таким образом, тибетская медицина возникла в результате синтеза китайской и аюрведической школ и является самой молодой из трех восточных медицин. Однако некоторые тибетские специалисты (Чжома Дунчжи и др.) не согласны с этим утверждением и считают тибетскую медицину не менее древней, чем китайская. Ее зарождение они относят к эпохе царства Шанг Шунг, которое возникло в западном Тибете во 2 тысячелетии до н.э. В этом царстве была религия Бон – разновидность шаманизма. Бонские шаманы знали тайны изготовления целебных снадобий. Легендарным врачом среди них был Тёнпа Шенраб, живший приблизительно в VI веке до н.э. и написавший трактат «Четыреста тысяч путей целительства». Упоминания об этом трактате есть в различных источниках, однако текст его считается утраченным.

    Независимо от времени возникновения тибетской медицины, известно, что ко времени знакомства тибетцев с аюрведой, а тем более, ко времени написания трактата «Чжуд-Ши» в этой стране уже существовала своя уникальная система фитотерапии. И сегодня тибетская фитотерапия остается первой в мире и не знает аналогов.

    В X-XI веках аюрведические трактаты были переведены на арабский язык. С ними был хорошо знаком выдающий врач Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, 980-1037 гг.). Таким образом, индийская медицина распространилась не только на восток – в Тибет, но и далеко на Запад – до Испании.

    Что касается китайской медицины, то время ее зарождения традиционно относят к эпохе легендарного правителя Хуан-ди (около 2700 лет до н.э.). Первый медицинский трактат «Хуан-ди нэйцзин» был написан в III веке до н.э. На протяжении последующих тысячелетий основные принципы китайской медицины, как и ее методы - акупунктура и фитотерапия – сохранялись практически неизменными. Открывались все новые биоактивные точки тела, изучались возможности их использования, составлялись все более полные медицинские атласы. В результате китайская медицина на сегодняшний день обладает самой совершенной практикой иглоукалывания (акупунктуры).

    Все остальные восточные медицины – вьетнамская, тайская, японская, монгольская, корейская – являются производными или комбинациями трех основных – китайской, тибетской и аюрведической. Единственное исключение представляет Су Джок – оригинальная практика, разработанная в 1980-х годах в Корее профессором Пак Чже Ву. Она основана на использовании биоактивных точек кистей рук и стоп. Воздействие на них оказывается микроиглами, надавливанием палочкой или семенами растений.