Тибетская медицина возникла в VII веке н.э. До этого на территории Тибета существовали местные практики лечения лекарственными растениями, однако единой системы медицинских знаний и письменных канонов не существовало.

Начало тибетской медицины

    Рождение тибетской медицинской школы связано именем короля Сонгтсена Гампо, правившего Тибетом в 617 - 650 гг. н.э. В это время Тибет достиг наивысшего могущества, превратившись в мощную военную державу. С целью заключения политических союзов на западе и на востоке, Сонгтсен Гампо взял в жены двух принцесс - Бхрикути (тибетское имя Тхицун), дочь царя Непала Амшувармана, и Вэнь Чэн (тибетское имя Конг-Джо), дочь императора Китая Тай-цзуна. Принцессы прибыли в столицу Тибета г. Лхасу в сопровождении многочисленных свит, среди которых были врачи. Так произошла историческая встреча двух медицин – древнеиндийской, или аюрведической, и китайской. Результатом этого стал синтез знаний, который послужил основой тибетской медицины.

    Первым великим врачом тибетской медицины считается Ютог Йондан-гонпо старший (708 - 833 гг. н.э.). Он представлял тибетскую школу на первой в истории международной медицинской конференции, которую созвал король Тибета Трисонг Дойтсен (правил в 718 - 785 гг. н.э.) в монастыре Самье. На эту конференцию прибыли врачи-делегаты из Китая, Индии, Персии, Средней Азии и Византии. В течение нескольких дней продолжались дискуссии, сравнивались практические результаты различных методов лечения. Наиболее эффективные из этих методов были использованы тибетской медициной в сочетании с традиционными рецептами фитопрепаратов, применявшихся в Тибете с древних времен.

Трактат «Чжуд-Ши»

Следующий этап развития тибетской медицины связан с именем выдающегося врача Ютога Йондан-гонпо младшего (1112 - 1209 гг.). Собрав и обобщив медицинские знания, он написал медицинский трактат «Чжуд-Ши» («Четыре Тантры») – первый и главный канон тибетской медицины. По традиции автором трактата считается Будда. Для изложения медицинских знаний он принял облик Синего Будды, или Будды Медицины. Однако достоверно известно, что в качестве материала для «Чжуд-Ши» были использованы аюрведические и китайские медицинские трактаты. Историческая роль Ютога Йондан-гонпо младшего состоит в соединении и творческой обработке двух совершенно разных медицинских систем. Главным принципом такого синтеза стала доказанная эффективность в лечении заболеваний. В этом Ютог Йондан-гонпо опирался на опыт медицинской конференции в Самье. Таким образом, уже в самом начале развития тибетской медицины были заложены ее основные принципы:
  • эффективность лечения как критерий правильности,
  • опора на практику (эмпирическая система знаний) и отрицание теорий, не подтвержденных опытом,
  • активное развитие и открытость новым знаниям,
  • синтез медицинских знаний на основе опыта.
  • Трактат «Чжуд-Ши» состоит из четырех разделов:
  • Тантра основ – в ней изложены общие положения о происхождении и лечении болезней.
    Тантра объяснений – в ней изложены непосредственные причины болезней (неправильный образ жизни, неправильное питание), методы диагностики, профилактики и принципы лечения.

    Тантра наставлений – в ней изложены методы лечения всех заболеваний, составы фитопрепаратов.
Дополнительная тантра – в ней изложены наставления о применении пилюль, мазей, отваров, а также процедур – массажа, иглоукалывания, моксотерапии, кровопускания, компрессов и ванн.

    Изначально методы лечения тибетской медицины включали фитотерапию, диету, коррекцию образа жизни, лечебные процедуры и хирургические операции. Однако после того как операции привели к смерти нескольких членов королевской семьи, хирургия в тибетской медицине была запрещена. Этот запрет действует до сих пор. Благодаря этому развитие тибетской медицины было и остается связано исключительно с безоперационными методами лечения заболеваний.

Тибетская медицина в Монголии

    Возникновение тибетской медицины в VII - VIII веках совпало по времени с распространением в Тибете новой религии – буддизма, поэтому ее центрами стали в первую очередь монастыри. В 1207 - 1210 гг. Тибет был завоеван монгольским правителем Чингис-ханом. Не найдя в буддийских монастырях золота и иных драгоценностей, Чингис-хан обложил страну иной данью – вместо золота Тибет обязан был поставлять в Монголию ученых монахов-врачевателей. Так тибетские врачи появились в столице империи – Каракоруме и в монгольской армии. Благодаря их умению монгольские воины снискали славу непобедимых и «неубиенных». 

    В русских летописях содержатся сведения о том, что монголов невозможно убить, и те, кто вчера были убиты, сегодня снова сидели в седле и сражались в строю. Секрет объяснялся тем, что Чингис-хан первым в истории создал полевые госпитали, в которых тибетские врачи оказывали помощь раненым практически на поле сражения. После битвы утомленных воинов растирали и массировали горячими камнями, снимая усталость. Этот метод, называемый стоун-терапией, и сегодня широко используется в тибетской медицине.

    В XIII веке Чингис-хан и его наследники - ханы Угэдэй, Мункэ и Хубилай - завоевали Китай. В столице империи Каракоруме наряду с тибетскими врачами появилось много китайских врачей. В результате сформировалась монгольская медицина. Это тибетская медицина, дополненная китайской практикой иглоукалывания с использованием биоактивных точек и энергетических меридианов тела.

    В самом Тибете развитие тибетской медицины продолжалось. Одним из самых выдающихся врачей был Санчжей Чжамцо (1653 - 1705 гг.), регент Пятого Далай-ламы. Он написал медицинские трактаты «Лхан-тхабс» (второй по значению в тибетской медицине после «Чжуд-Ши») и «Вайдурья-онбо» - свод комментариев к Чжуд-Ши».

Тибетская медицина в России

    В XVII - XVIII веках буддизм распространился из Монголии в Забайкалье – Российскую империю. Алтарями буддийских проповедников часто служили аптечные палатки, в которых они лечили больных. При этом в Россию был принесен монгольский вариант тибетской медицины, в котором наряду с фитотерапией активно использовались иглоукалывание и точечный массаж. Фитотерапия также претерпела значительные модификации. Первые были сделаны еще в VII - XIII веках, когда наряду с индийскими (аюрведическими) травами для лечения заболевания стали активно использоваться растения, произрастающие в Гималаях и Тибете. Дальнейшее развитие фитотерапии было связано с использованием монгольской степной флоры, а затем и забайкальской. Как результат, появились разночтения в рецептах и даже названиях тибетских фитопрепаратов по мере замены одних составляющих другими, но при сохранении общего терапевтического эффекта.

    В середине XIX века в армейских частях Забайкалья вспыхнула эпидемия тифа. Ее остановил врач тибетской медицины Александр (Сультим) Бадмаев (1826 - 1873). Это привлекло внимание императора Александра II, который предложил доктору работу в военном госпитале Санкт-Петербурга. Однако наибольшую известность приобрел младший брат Александра Бадмаева – Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев (1851 - 1920). Будучи придворным врачом, лечившим членов императорской семьи Романовых, он открыл аптеки тибетских фитопрепаратов в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из самых известных его пациентов был Григорий Распутин.

    После Октябрьской революции 1917 года тибетская медицина не была официально признана, однако продолжала практиковаться в Забайкалье как народная традиция врачевания. Наиболее известным врачом советского периода стал в 1970-х годах Галдан Ленхобоев (1907 - 1991).

    В 2000-х годах тибетская медицина вернулась в российские столицы. В настоящее время в Москве и Санкт-Петербурге существует несколько мелких и одна крупная клиника тибетской медицины - «Тибет». В 2014 году клиника «Тибет» получила звание лучшей клиники восточной медицины по версии престижной международной премии Aurora Beauty & Health.

Тибетская медицина на Западе

    В отличие от России, страны Европы, Северной и Южной Америки долгое время ничего не знали о тибетской медицине. Все началось с того, что в 1950 году Народная освободительная армия Китая захватила Тибет. В 1956 году началось масштабное восстание тибетцев за независимость, в ответ последовали карательные действия китайских властей. В 1959 году Его Святейшество Далай-лама XIV был вынужден покинуть Тибет, эмигрировав в Индию. Вместе с ним родину покинуло большое количество врачей тибетской медицины. Часть из них осталась вместе с Далай-ламой в его новой резиденции в г. Дхарамсала (Индия), а часть рассеялась по странам Западной Европы и США. Так с 1960-х годов началось широкое распространение тибетской медицины в западных странах. 

    В настоящее время клиники тибетской медицины существуют практически во всех странах Западной Европы, а также в США и Канаде. Основными центрами тибетской медицины являются Институт тибетской медицины и астрологии Его Святейшества Далай-ламы XIV «Мен-Ци-Кан» (г. Дхарамсала, Индия) и факультет тибетской медицины Государственного университета г. Улан-Батор (Монголия). Мен-Ци-Кан является не только образовательным центром, но и крупнейшей фабрикой, производящей тибетские фитопрепараты для всех основных клиник тибетской медицины в мире (включая клинику «Тибет» в Москве).

    В силу исторических причин тибетская медицина в России и на Западе существенно различается. В России врачи тибетской медицины в равной степени используют фитотерапию и лечебные процедуры (иглоукалывание, точечный массаж, моксотерапию, стоун-терапию, гирудотерапию) в соответствии с монгольской традицией. На Западе в тибетских клиниках используются почти исключительно фитотерапия и диета. Этим объясняется значительно больший спектр заболеваний, которые лечатся с помощью тибетской медицины в России, и существенно более высокая ее эффективность.